Конструктор карьеры

Мир меняется быстро. Технологически, социально, экономически, психологически, культурно. Все динамично и непредсказуемо. У поколения NEXT нет шансов, единожды получив квалификацию, не менять и не наращивать ее.


Образование становится непрерывным, а готовность к построению образовательных и карьерных траекторий - ключевым навыком современного человека. Дефицита предложений на рынке образовательных услуг уже давно нет. Создана масса доступных образовательных онлайн-платформ, практически «весь мир в смартфоне». Но как всем этим пользоваться, чтобы уверенно строить свой профессиональный маршрут, осваивая новые компетенции?

В стенах техникума студенты мало слышат о рынке труда и его требованиях, не всегда могут четко перечислить основные функции, которые им предстоит выполнять на рабочем месте. Между тем, есть эффективный инструмент, который обеспечит уверенную навигацию в мире квалификаций. Путеводителем для всех, кто хочет понять, как этот мир устроен, как в нем ориентироваться, чтобы всегда быть востребованным и успешным профессионалом, легко справляться с вызовами неопределенности и изменчивости, является национальная система квалификаций (НСК). Она отвечает на вопросы, что такое квалификация, какие знания, умения, опыт нужны, чтобы ее получить и подтвердить, как оценить свою квалификацию и сравнить ее с требованиями, предъявляемыми работодателями в профессиональных стандартах.

С сентября 2020 г. в Назаровском энергостроительном техникуме на выпускных курса введена учебная дисциплина «Конструктор карьеры» за счет часов вариативной части основных профессиональных образовательных программы ФГОС СПО по всем специальностям. Данный курс направлен на системную работу по ознакомлению студентов с инструментами национальной системы квалификаций и использование их в проектировании профессионального развития.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: применять профстандарты для формирования образа квалификации по осваиваемой профессии (специальности); анализировать и сопрягать, зафиксированные во ФГОС требования к выпускнику и требования к квалификации(ям) на рынке труда, зафиксированные в ПС (на примере осваиваемой профессии (специальности); оценивать современную ситуацию на отраслевом и региональном рынке труда, и учитывать её при проектировании индивидуального плана карьерного развития; выявлять и развивать ключевые компетенции цифровой экономики по отрасли; применять ресурсы НСК для проектирования траектории профессионального развития и самообразования; применять различные способы поиска вакансий на рынке труда, в том числе с использованием сети Интернет; применять механизм НОК для подтверждения уровня квалификации и профессионального развития; оценивать потенциальные возможности профессионального развития; применять методы планирования и развития карьеры; проектировать индивидуальный план карьерного развития; формировать портфолио карьерного продвижения, отслеживать свой «цифровой след».

В рамках курса «Конструктор карьеры» студентам предлагают оценить свои жизненные и профессиональные ценности, определяющие готовность к профессиональной деятельности.

В результате опроса обучающихся выпускных групп (112 человек) выявлены следующие результаты:

- есть понимание важности приобретения знаний и умений, а также определённых навыков для построения своей профессиональной траектории.

- будущие выпускники готовы вкладывать свой потенциал для повышения уровня доходов и рассматривают вариант открытия собственного дела.

Ценности в жизни
Ценности профессиональные

Что вы считаете важным для достижения успеха в жизни?

Что бы вы хотели получить от будущей работы?